Суббота, 23.09.2017, 12:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мы в контакте!
Мы [b]онтакте
Опросы
Как ты относишься к ЕГЭ?
Всего ответов: 76

МОБУ "СОШ №32 г. Оренбурга"

Внеурочная деятельность

Программа организации

внеурочной деятельности

начального звена

общеобразовательного учреждения

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32».

1. Нормативно-правовая и документальная основа.

* Закон Российской Федерации « Об образовании».

* Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

* Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

* Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

* Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

* Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

* Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.

* Должностная инструкция классного руководителя.

* Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

2. Пояснительная записка.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование - преподавание» пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога.

Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.

Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. В свою очередь, для реализации нового образовательного стандарта необходима специально организованная деятельность по его введению в образовательную практику, создание системы научно-методического сопровождения, повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

3. Цели и задачи.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. В свою очередь, для реализации нового образовательного стандарта необходима специально организованная деятельность по его введению в образовательную практику, создание системы научно-методического сопровождения, повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.

Разработанная система мероприятий позволит создать условия для организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями внедрения ФГОС начального образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» г. Оренбурга.

Цель программы: создание условий для организации успешной реализации внеурочной деятельности согласно разработанной и утвержденной модели.

Задачи программы:

  • привести в соответствие требованиям ФГОС нормативно-правовую базу ОУ;
  • создать модель воспитательного пространства, адаптированного для внедрения новых стандартов;
  • изучить социальный заказ и на базе этого согласовать потребности социума и возможности школы;
  • организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГОС через проведение семинаров (аналитических, проектных, методических), курсовую подготовку;
  • информировать участников образовательного процесса по ключевым позициям подготовки к введению ФГОС

Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

· приобретение учащимися социального опыта;

· формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

· приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

4. Модель воспитательного пространства

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32».

В современных условиях необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей обусловлена потребностью в усилении внимания к вопросам воспитания и образования детей. Именно через сотрудничество возможно реализовать уникальный воспитательный и образовательный потенциал, обновить действующие модели, создавать на их основе среду жизнедеятельности ребенка, которая помогла бы противостоять негативным воздействиям окружающей действительности.

Потребность сотрудничества продиктована и общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и свободное время, и необходимостью совместного решения задач модернизации общего среднего образования учащихся.

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.

Проанализировав организационные модели внеурочной деятельности, предложенные министерством образования РФ, педагогический коллектив и представители родительской общественности приняли решение выбрать качестве базовой модель дополнительного образования (на основе муниципальной системы дополнительного образования), которая опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Эта модель способствует созданию условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между дополнительным образованием и внеурочной деятельностью выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, прежде всего, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.а дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ, разработанных педагогами дополнительного образования и утвержденных методическими советами учреждений, от которых работает педагог. Таким образом, на базе МОУ создается программно-методическое пространство внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Она обеспечивает широкий выбор для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечение к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных педагогов.

5. Направления внеурочной деятельности.

По результатам анкетирования родителей было выявлено, что существует потребность в организации работы целого ряда кружков и секций различных направлений, которая даст основания для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Среди направлений были выделены следующие:

1 – духовно-нравственное;

2 - спортивно-оздоровительное;

3- общеинтеллектуальное;

4 – общекультурное;

5 – социальное.

Каждое из этих направлений реализует определенные наклонности ребенка, в то время, как в совокупности они способствуют гармоничному развитию личности учащегося, что, собственно, и является конечной целью воспитательной работы в школе и отражено в концепции воспитательной системы.

Так, занятия в спортивных кружках и секциях дают ребенку возможность реализовать накопившуюся энергию, прививают навыки ЗОЖ, способствуют физическому развитию учащихся, а так же вырабатывают такие качества характера личности, как настойчивость, чувство коллективизма, упорство, выносливость и др.

Занятия в кружках культурно-эстетического направления способствуют развитию воображения, артистизма, а, кроме того, закладывают основы понятия морали, что, безусловно, очень важно в воспитании личности.

Занятия в кружках интеллектуального направления, как, например, шахматы, развивают умственные способности детей, учат анализировать, рассуждать и т.д., что, конечно, пригодится в обучающей деятельности.

Кружки прикладного характера (вязание, вышивка, бисерплетение, художественное выпиливание и др.) особенно важны для детей младшего школьного возраста, так как дают не только навыки, которые пригодятся в жизни каждому, но и развивают моторику, что очень важно для формирования навыков письма.

Секции военно-патриотического содержания способствуют развитию высоких моральных принципов, дисциплинированности, дают ряд навыков, таких, как навыки ЗОЖ и т.п.

6. Формы взаимодействия с социальными партнерами по реализации внеурочной деятельности:

- совместная работа с различными социальными группами детей: одаренными и талантливыми детьми, «групп риска», с ограниченными возможностями здоровья;

- совместная организация проектной деятельности учащихся, творческих лабораторий, лагерей, экспедиций, клубов, объединений по интересам и т.п.;

- совместное осуществление медико-психолого-педагогического мониторинга динамики развития, воспитанности и обученности детей.

7. Реализация программы.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, базовая модель может быть реализована через:

- дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования );

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- организацию деятельности групп продленного дня;

- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Данная модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

7.1 Организация работы по направлениям.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное) через организацию регулярных внеурочных занятий: проведение экскурсий, олимпиад, соревнований, и т.п. Так же важна организация отдыха в каникулярный период, в том числе работа оздоровительных лагерей на базе школы.

Реализация целей и задач развития личности по разным направлениям происходит посредством деятельности кружков и секций, работающих от учреждений дополнительного образования, а так же работой классных руководителей. При отборе содержания и видов деятельности детей учитываются интересы и потребности самих детей, пожелание родителей, опыт внеурочной деятельности педагогов и материально-техническая база школы. Реализация программы проводится по следующим направлениям: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное и социальная проектная деятельность. В общей сложности каждый учащийся может посещать от пяти до десяти кружков и секций развивающего характера.

- Духовно-нравственное направление представлено часом общения (проводится классным руководителем), а так же курсом «Основы православной культуры» (школа является региональной экспериментальной площадкой по изучению данного курса), который проводится преподавателями школы Кудрявцевой Л.В., Иващенко А.В. и Нехорошевой Л.П. Все педагоги прошли специальную подготовку по этому направлению.

- Спортивно-оздоровительное направление представлено плаванием (по договору с СК «Юбилейный»).

- В общеинтеллектуальном направлении работает клуб «Час общения с книгой», организованный на базе школьной библиотеки, а так же шахматный клуб.

- общекультурное направление реализуется через проведение часов эстетики (ритмика и хоровое пение по договору с «Детской школой искусств №8), а так же через работу таких кружков как «Живое слово», «Художественная техника и дизайн», «Подарок своими руками», «Вокал».

- Социальная и проектная деятельность осуществляется через работу школьного психолога, курс «Психологическая азбука», «Путь к себе» и реализацию проектной деятельности классными руководителями.

Направление

Кол-во часов в неделю

Название кружкового объединения данного направления

Примечания

1.1

Духовно нравственное

2

«Основы православной культуры»

По выбору учащихся

Час общения

2

Спортивно-оздоровительное

2

Джиу-джитсу

Плавание

Шахматный клуб

3

Общеинтеллектуальное

2

По выбору учащихся

Клуб знакомства с книгой.

Ритмика

4

Общекультурное

2

Хоровое пение

Вокал

«Художественная техника, дизайн»

5

Социальная и проектная деятельность

2

Психологическая азбука.

Проектная деятельность «Дорогою добра».

Итого

10

7.2 Виды и формы внеурочной деятельности учащихся начального звена.

Вид внеурочной деятельности

Образовательные формы

1. Игровая

Ролевая игра

Деловая игра

Социально-моделирующая игра

2. Проектно-познавательная

Викторины, познавательные игры

Дидактический театр, общественный смотр знаний

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, интеллектуальные марафоны)

3. Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы

Школьные благотворительные концерты, выставки

5. Художественное творчество

Кружки художественного творчества

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе

Социальные проекты на основе художественной деятельности

6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми)

КТД (коллективно-творческое дело)

Социальный проект

7. Трудовая (производственная) деятельность

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

Субботник, детская производственная бригада

8. Спортивно-оздоровительная

деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах

Школьные спортивные турниры

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты

9. Туристско-краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия

Туристический поход

Краеведческая экскурсия

7.6 Направления работы педагога-психолога согласно ФГОС для первых классов.

п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

1.

Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников

Сентябрь

2.

Диагностика психологического состояния первоклассников на момент поступления в школу

3.

Индивидуальные консультации с детьми

4.

Проведение индивидуальной диагностики уровня адаптации обучающихся 1-х классов

Октябрь

5.

Адаптационная неделя «Здравствуй, школа!»

6.

«Я и Я» (игры и упражнения, направленные на развитие внимания ребенка к себе, своим чувствам, переживаниям).

7.

Индивидуальные консультации с детьми

8.

Пальчиковый игротренинг

Ноябрь

9.

Диагностика причин низкой мотивации на учебу и недисциплинированности детей.

10.

Проведение индивидуальных психокоррекционных занятий с обучающимися

11.

Обеспечение успешности адаптации

12.

«Мое настроение» (развитие умения осознать, выразить и изменить свое настроение).

13.

Цикл занятий «Я - ученик»

Декабрь

14.

Индивидуальные занятия по нейропсихологической коррекции с учащимися испытывающими трудности в обучении

15.

Формирование произвольности психических процессов

16.

«Я хороший» 9создание и поддержание позитивного представления о себе, повышение самоуважения и самооценки).

17.

День психологии. Классный час «Волшебная поляна»

Январь

18.

Диагностика уровня развития памяти у первоклассников

19.

Индивидуальная развивающая работа с учащимися

20.

Групповые занятия «Мы - коллектив»

21.

«Я и мое тело» (упражнения, направленные на преодоление замкнутости, пассивности, двигательной раскрепощенности, произвольное расслабление).

22.

Пальчиковый игротренинг

Февраль

23.

Диагностика уровня развития внимания у первоклассников

24.

Индивидуальная развивающая работа с учащимися

25.

«Умей сотрудничать» (игры и упражнения, способствующие развитию у детей навыков совместной деятельности).

26.

Диагностика уровня развития мышления у первоклассников

Март

27.

Психологические тематические классные часы

28.

Групповые коррекционные занятия по снижению тревожности у первоклассников

29.

Индивидуальная развивающая работа с учащимися

30.

«Умей слушать других» (игры и упражнения, способствующие развитию у детей навыков совместной деятельности).

31.

Диагностика видов одаренности

Апрель

32.

Коррекция познавательных процессов

33.

Психологические тематические классные часы

34.

Индивидуальные консультации с детьми

35.

«Умей вступать в контакт» (игры и упражнения, способствующие развитию у детей навыков совместной деятельности).

36.

Развитие умения анализировать свои впечатления, чувства, ощущения.

Май

37.

Индивидуальные консультации с детьми

Осознание собственных учебных действий и суждений

7.7. Организация выездных мероприятий.

№ п\п

Место проведения экскурсии»

Сроки

Ответственные.

1

Страусиная ферма.

Сентябрь-октябрь

(по договоренности)

Зам. диретора по ВР, родительский комитет.

2

Экскурсии по елкам города.

Декабрь

3

Оренбургский планетарий.

Март - апрель

4

Боулинг.

май

7.8 Организация профилактических мероприятий.

1. Организация посещения бассейна ( 1 раз в неделю, согласно договору).

2. Прогулки на свежем воздухе (2 раза в день, согласно утвержденному режиму ГПД).

3. Проведение тематических занятий ( 1 раз в неделю, согласно утвержденному плану занятий воспитателей ГПД и педагога-психолога)

8. Целевая группа участников программы:

· Е.В. Сапкулова - директор школы;

· И.З. Байгильдина - заместитель директора по УВР;

· Хаванская Н.Н. - заместитель директора по ВР;

· Г.С.Румянцева - педагог-психолог;

· О.И. Жукова - заместитель директора по АХР;

· Л.М. Булгакова - социальный педагог;

· Г.С. Махмудова - социальный педагог;

· М.С. Жамбуршина - заведующая библиотекой;

· А.В. Макарова - учитель начальных классов, руководитель ШМО учителей начальных классов;

· Г.И. Волкова - учитель начальных классов;

· Р.И. Сулейманова - учитель начальных классов;

· Н.П. Асташова - учитель начальных классов;

· Ю.Н.Давлетова – воспитатель группы продленного дня;

· Р.Р. Мусина - воспитатель группы продленного дня;

· Педагоги дополнительного образования (согласно договорам о совместной деятельности).

9 . Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы организации внеурочной деятельности начального общего образования на основе базовой модели дополнительного образования ожидается повышение результатов, как личностных, так и предметных и метапредметных.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.

Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:

· сокращение периода адаптации у учащихся начального звена в результате создания благоприятных условий для успешной адаптации;

· улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;

· увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

· воспитание уважительного отношения к своей школе, своему городу, своей стране;

· воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

· формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

· развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления

· реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование